Зачем нужна литература в школе и нужна ли нам такая литература? - Образование - Каталог статей - Школа XXI века
Общественное объединение "Школа XXI века" Пятница, 24.02.2017, 20:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Издания

Сколько нам?

Пользователи
Всего пользователей: 7

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Войти

Главная » Статьи » Образование

Зачем нужна литература в школе и нужна ли нам такая литература?

Кто скажет в защиту детеныша?

Р. Киплинг «Маугли»

Перечисляя качества, необходимые женщине, чтобы считаться образованной, героини романа Джейн Остин, английской писательницы начала 19 века, называют музыку, пение, танцы, живопись и иностранные языки.  

«Всем этим она действительно должна обладать, но я бы добавил к этому нечто БОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННОЕ – развитый обширным чтением ум», – поправляет своих собеседниц главный герой ее романа «Гордость и предубеждение» 

Больше 200 лет прошло со дня выхода в свет этого английского романа, но человечество не нашло альтернативы чтению, как единственному средству развития ума.

Наши дети НЕ ЧИТАЮТ. Они играют в компьютерные игры. Тем, кто со снисходительной улыбкой вспоминает свое детство как золотое время, в котором нет места проблемам, горечи и отчаянию, стоит заглянуть в великолепную и очень грустную книгу польского писателя Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким». Этот замечательный педагог (он не мог оставить своих учеников-евреев, обреченных на гибель, и пошел вместе с ними в газовую камеру в Треблинке, хотя ему предлагали жизнь), любил и понимал детей как никто другой. ДЕТСТВО – сложнейший период становления личности – наполнено для ребенка такими драматическими страстями, что Шекспир отдыхает. Главная проблема – завоевать себе место под солнцем и среди ровесников, где своя система ценностей, и противостоять миру взрослых, которые уже не «боги», какими воспринимались в младенчестве, но продолжают считают себя ими. 

Компьютерные игры – одна из форм эскапизма – БЕГСТВА ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Они дают иллюзию действия, иллюзию всемогущества, так как нажатием кнопки «можно построить дворец или разрушить город». Они заполняют время современного школьника и не оставляют времени для чтения. А кроме того, ЧТЕНИЕ – ТРУД, а напрягаться молодому человеку не хочется, да к этому он и не приучен. И потому мы имеем то, что имеем – «поколение П». 

Но может быть дело не только в тенденциях времени, но и в качестве сегодняшнего образования?

Уж сколько десятилетий прошло с тех пор, как психологами выведена непреложная истина: РЕБЕНОК УЧИТСЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, ЕСЛИ ЕМУ УЧИТЬСЯ ИНТЕРЕСНО И ЛЕГКО. 

Лет 20 назад самыми любимыми и легкими были уроки литературы. То есть те самые уроки, которые приучали ребенка к систематическому чтению, развивали разум и речь, были синтетическими УРОКАМИ НРАВСТВЕННОСТИ, ЭТИКИ, ПСИХОЛОГИИ. 

На сегодняшний день картина изменилась. И виноваты в этом не дети. 

В суверенном Казахстане, как и в других республиках СНГ, получивших независимость, срочно были разработаны собственные учебники, собственные программы образования, принцип которых можно сформулировать так: пусть хуже, зато свои.

Ну, математику, физику, биологию, химию особо не переиначишь: законы природы - они и в Африке законы. А вот литературе и истории досталось основательно.

Судить о программе по истории не берусь – беда, коль сапоги начнет тачать пирожник,– но программа преподавания русской литературы в средних классах казахстанских школ, на мой взгляд, взгляд словесника, работающего в школе более 30 лет, критики не выдерживает. Я бы даже назвала ее ДИВЕРСИОННОЙ. Потому что, кроме отвращения к литературе, и вообще к чтению, она ничего другого у детей не вызывает.

Объяснимся: 

1. Литература это не наука, а искусство, воздействующее на человека СЛОВОМ.

В среднем звене литература как учебный предмет – это не история и не теория литературы, это ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. Необходимо научить ребенка читать: воспринимать текст, соотносить с собственными представлениями, получать наслаждение от прочитанного. Это программа-минимум.

2. Именно в этом возрасте и на этом уроке надо не просто научить читать – понимать, что хотел сказать автор и как он это сказал. Это благодатнейший материал для отработки навыков устной речи: нужно учить рассказывать, пересказывать – полностью, с подробностями, и сжато, задавать вопросы и отвечать на них. 

3. Но настоящий читатель – всегда со-автор. А чтобы стать со-автором, надо уметь хоть немного писать самому. Не случайно понимать живопись, отличать настоящее произведение от ремесленной подделки умеют прежде всего люди, посещавшие в детстве художественную студию. Развитие творческих способностей ребенка – вот задача-максимум на уроках литературы. Только попробовав самостоятельно что-то создать и получив от этого удовольствие, ребенок сумеет в дальнейшем поставить себя на место автора, то есть стать настоящим ЧИТАТЕЛЕМ.

Ни одна, ни другая, ни третья задача с помощью современных учебников выполнена быть не может. К этому выводу я пришла, проанализировав учебники «Русской словесности» для 5-8-х классов, по которым учатся наши дети.

Во-первых, литературное чтение (именно в этом аспекте изучается литература в данном возрасте) подменили литературоведеньем. Возможно, это полезная наука – для филологов-профессионалов. Но школьникам-подросткам она не нужна, да и в дальнейшем вряд ли пригодится. Безусловно, какие-то теоретические понятия необходимы, но они – не главное. 

Ученым-фольклористом В.Я Проппом написана интереснейшая (с точки зрения филолога) работа об особенностях волшебной сказки. Он отметил, что сказка – это особая форма изложения обряда инициации, который существовал и до сих пор существует у первобытных народов земли. Чтобы его признали полноценным мужчиной, мальчик должен покинуть родной дом, пройти ряд испытаний, только тогда он сможет вернуться и иметь право на продолжение рода. В.Я Пропп проанализировал характерные черты героев, их врагов, специфику художественного времени, специальные постоянные формулы, с помощью которых строится сказка. Работа, повторяю, интереснейшая, но…. Не для пятиклассника. Для него сказка – живая. А если ее препарировать, как лягушку, то это и будет мертвая лягушка, состоящая из костей, кожи, внутренних органов. Для пятиклассника важнее, что сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. 

И этот урок в том, что главные достоинства человека – верность, стойкость, доброта, умение платить добром за добро.

Наши же учебники составлены так, что богатейший воспитательный потенциал литературных произведений либо игнорируется, либо полностью уничтожается.

Хотите пример? Как можно после чтения «Муму», повести, которую поколения детей не могут читать без слез, предложить вопрос: 

«Критики называют Герасима загадочным героем. Его внутренний мир они сравнивают с «черным ящиком». 

1. ПОЧЕМУ барыне так трудно понять народную душу?

2. ЗАЧЕМ автор сделал своего героя глухонемым? 

3. Что сближает Герасима с Муму и всеми крепостными крестьянами?» 

Почему барыне так трудно понять «народную душу»? Да причем здесь народная душа, если здесь Герасим – добрый, сильный, красивый человек, ОБДЕЛЕННЫЙ ЖИЗНЬЮ? И не делал Тургенев Герасима глухонемым! Он таким родился. Дети в этом возрасте жестоки. Калека, увечный человек для них часто предмет насмешек. Повесть Тургенева дает возможность НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СО-ПЕРЕЖИВАТЬ, увидеть в калеке Человека, почувствовать его потребность в любви. Дети только что прошли через катарсис – очищение страданием. Они больны пониманием. А им предлагают холодным взглядом взглянуть на события с точки зрения умудренного жизнью и знаниями критика. 

Во-вторых. Вопросы к тексту составлены так, что не заставляют вчитываться в текст, искать ответа в нем. Во вступительной статье к повести уже все сказано, а авторский текст – только иллюстрация к ней.

В-третьих. Слово – это главное средство литературы как искусства. Во вступительной статье к учебнику 5 класса авторы декларируют этот постулат. «Магическая сила слова заключается в его способности вызывать представления и образы». Но… учебник не учит детей всматриваться в слово, чувствовать его, понимать. В наше время уже необходим культурологический комментарий, особенно к стихам.

Многие слова, формы слова устарели. Если не обратить на них внимание ученика, эти слова пролетят мимо сознания учащегося, не обогатят его языка и сознания. Например: суженый-ряженый – это кто? Жребий – это что? Что это значит: «слово – пленка жребиев людских?» Объяснить это – обязанность учителя и учебника.

В-четвертых. Учебник по литературе в этом возрасте - это, прежде всего, хрестоматия. ТЕКСТ, который должен лежать на парте у каждого ребенка. Разбивая пособие на 2 части: учебник и хрестоматию, авторы показали ученикам: произведения в учебнике прочитать надо обязательно, а в хрестоматии – нет. Другого принципа распределения материала по двум книгам я не увидела. 

В-пятых. Учителей-практиков совершенно не удовлетворяет расположение материала. Идея учебника 5 класса была хороша: показать, что такое фольклор, научить видеть точки соприкосновения его с литературными произведениями, дать культурологические знания о роли устного народного творчества в жизни народа, показать разницу между сказкой народной и литературной. Не случайно учебник имеет подзаголовок: фольклор и литература. Но в учебнике 5 класса исторический принцип подачи материала неприемлем: для учащихся этого возраста неважно, в каком веке – девятнадцатом или в двадцатом написано то или иное произведение, если в его основу легла сказка или легенда. Значительно важнее, дав текст НАРОДНОЙ сказки, поставить рядом сказку ЛИТЕРАТУРНУЮ с аналогичным или похожим сюжетом. Чтобы дети могли увидеть разницу сразу же, а не возвращаться к ней спустя 3 месяца. И если уж говорить о специфике русских народных сказках, то почему бы не сравнить их с арабскими, казахскими, узбекскими? УЧИТЬ СОПОСТАВЛЯТЬ И СРАВНИВАТЬ - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАВЫКОВ ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА.

В-шестых. В этом возрасте детям крайне важна визуальная информация. Почему бы не предложить детям сравнить впечатление от сказки «Царевна-лягушка» с иллюстрациями В. Васнецова, К. Васильева. В таком издании просто обязаны быть иллюстрации: качественные, вдумчиво отобранные. Сопоставить их. А как можно говорить о былинах, и забыть о картинах «Три богатыря», «Витязь на распутье»? Русская живопись располагает богатейшим материалом для сравнения, обучения говорить. Безусловно, цветные вкладки сделают учебник чуть дороже. Но при тираже 140 -150 тысяч экземпляров – это копейки.

В статье проанализирован только материал учебника 5 класса. Это – лучший из учебников для среднего звена. Учебники 6-7-8 классов страдают теми же недостатками. Только хуже. Отбор материала зачастую совершенно не соответствует уровню понимания наших детей Например: «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина с его сложнейшим языком и глубиной поднимаемой философской проблемы не может быть понят в седьмом классе, у детей просто нет для этого жизненного опыта. Эти учебники настолько перенасыщены совершенно ненужной теоретической информацией, написаны столь «суконным» научным языком, что НЕТ НИКАКОГО УДОВОЛЬСТВИЯ СИДЕТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. 

Впрочем, я, конечно, сгущаю краски: толковый учитель сумеет не заострять внимание детей на избыточной теоретической информации, сможет и не на самом интересном материале поставить такие вопросы, которые заденут за живое, так его прокомментировать, что ученики с увлечением начнут в тексте искать ответы. Есть у них 

и иллюстративный материал к текстам учебника.

Только беда в том, толковых учителей-словесников (они и раньше-то были «штучным товаром») остается все меньше и меньше. А учебник учителю не помощник. Не помощник он и ученику: без комментариев его ценность весьма относительна.

Уроки литературы тем и важны, что формируют отношение человека к непростым проблемам, и важны именно в этом возрасте, когда он только становится личностью.

И если не дать ребенку пищи для ума на уроке, он найдет ее в другом месте – на лавочке у подъезда в компании сверстников. И хорошо еще, если сверстников, ибо подростку нужен ГЕРОЙ, а где гарантия, что им не окажется взрослый наркоман, отсидевший срок и овеянный уголовной романтикой?

Так что, дорогие товарищи родители, если государству не важно, каким вырастет ваш ребенок, то для нас с вами – это насущный вопрос. Может быть, пора сказать свое СЛОВО в защиту детеныша?

Категория: Образование | Добавил: Tuetta (23.10.2009) | Автор: Людмила Куликовская
Просмотров: 5160 | Рейтинг: 4.2/5
Ваше мнение...

Поделитесь информацией! Расскажите всем о толковом репетиторе, хорошей школе, отличном учителе. Или наоборот, о том, с кем, по вашему мнению, связываться не стоит. А может быть, вы поделитесь впечатлениями о книге (учебнике, пособии), которая оказалась для вас полезной. Напишите в рубрику "Ваше мнение"


Внимание!

Дизайнер-верстальщик с большим опытом работы в полиграфии ищет работу на дому (для Алматы). Сот.: +7-707-302-01-18


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
    Copyright "School of XXI century" © 2017