Организация преподавания математики в старших классах средней школы - Образование - Каталог статей - Школа XXI века
Общественное объединение "Школа XXI века" Пятница, 20.01.2017, 01:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Издания

Сколько нам?

Пользователи
Всего пользователей: 7

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Войти

Главная » Статьи » Образование

Организация преподавания математики в старших классах средней школы

В прессе неоднократно поднимался вопрос о недостатках ЕНТ – Единого Государственного Тестирования, как о форме оценки знаний выпускника средней общеобразовательной школы.

Оставим вопрос о недостатках организации тестирования. Важно, что государство получило критерий оценки знаний и умений выпускника средней общеобразовательной школы. На сегодняшний день ЕНТ - это реальность, с которой приходится считаться как школе, так и самому ученику. Стало понятно, что на одних способностях и склонностях не выедешь: чтобы получить результат, надо готовиться – систематически трудиться. 

И если историю все-таки можно выучить авральным методом, в конце концов, вызубрить, то языки требуют длительного систематического и последовательного изучения. А математика – тоже язык. Особый, специфический язык, но знать его должен каждый образованный человек. Собственно говоря, обучение математике в школе сводится к тому, чтобы ученик овладел математическим языком и, пользуясь им, мог решать конкретные логические задачи. 

Еще не так давно от выпускников можно было слышать: «У меня нет способностей к математике. Да мне она и не нужна – я гуманитарий». 

Сегодня выпускник поставлен перед фактом: чтобы продолжить образование, математика необходима. И в последних классах школы ученики хватаются за голову, спешат на курсы, обращаются к репетиторам. Т.е вынуждены решать проблемы самостоятельно или с помощью родителей. 

Конечно, нельзя сбрасывать со счета врожденные способности. Лишенный таланта не станет настоящим художником, отсутствие музыкального слуха - почти непреодолимое препятствие для композитора и даже для исполнителя, но такого человека можно научить понимать живопись или музыку. Математика тоже требует таланта, но научиться пользоваться математическим инструментарием может и должен каждый. 

Отсюда вывод: школа должна обеспечить необходимый минимум владения математическим языком, дать тот стартовый капитал, пользоваться которым человек может дальше по мере своих возможностей и склонностей. Результаты ЕНТ – критерий работы не только самого ученика, но и школы. 

Учителя хорошо знают, как трудно работать с детьми подросткового возраста, переживающими пубертатный период: сила и внимание организма в это время направлены на физиологическую перестройку. Только к 10 классу ученик физиологически готов приобретать абстрактные знания, к этому же возрасту у школьника появляется мотивация – осознание необходимости изучать математику.   

Именно поэтому стереометрия, тригонометрия, дифференцированные уравнения, графики, теория множеств, элементарный курс высшей математики – все это изучается в старших классах. Объекты изучения математики не реальные явления, а абстрактные логические элементы и отношения между ними. Психологами установлено, что люди, у которых лучше развито левое полушарие легко воспринимают абстрактные понятия. Правополушарным это дается сложнее: они воспринимают информацию в образах; чтобы понять что-то, им необходимо это что-то представить. Если в среднем звене ребенок не усвоил истинного смысла математических понятий, не овладел основами математического языка, усвоить новую информацию он не в состоянии. То, что непонятно, вызывает страх и отвращение. 

К 10 классу каждый из учащихся подходит со своим уровнем обученности и специфики восприятия, а учитель не имеет возможности скорректировать процесс обучения: он связан программой, тем более, что часть учащихся новый материал усваивает. А что касается остальных… Бесполезно тратить время на объяснения, если все равно не понимают. Надо возвращаться к основам. Пусть нанимают репетиторов.

Можно ли помочь таким ученикам? Может ли общеобразовательная школа решить эту проблему? Ведь время, отведенное учебным планом на изучение математики, не может быть увеличено. 

Хотелось бы предложить свое видение решения проблемы. 

При изучении 2 или 3 языка в школе установилась практика деления учеников на группы – группу начинающих и продолжающих изучение. Поскольку математика – тоже язык, не стоит ли разделить учащихся старших классов при изучении этого предмета? Причем подобрать оптимальный состав для каждой группы, основываясь на склонностях, особенностях восприятия знаний, уровне подготовки. 

В этом случае сильные хорошо подготовленные ученики, владеющие математическим языком и способные в силу своих склонностей легко усваивать материал, будут работать в соответствии с программой, в полную силу, получая удовольствие от процесса обучения и не теряя интереса к предмету ( что зачастую происходит с такими учениками, когда учителю приходится снова и снова возвращаться к объяснению пройденного материала). Именно эти дети смогут получить на ЕНТ высокие баллы по математике без натаскивания, без помощи частного репетитора 

Те же, у кого с математикой проблемы, перестанут чувствовать себя ущербными рядом с более продвинутыми одноклассниками, перестанут стесняться задавать вопросы, которые могли бы показаться тем наивными. Работая в своем темпе, без оглядки на «сильных», не рассчитывая на подсказки, такие ученики смогут самостоятельно добиться успеха, решая вначале элементарные, а затем и более сложные задачи. Получат уверенность в себе, навыки самостоятельной работы, органическую потребность к труду. Возможно, на ЕНТ они высоких баллов не получат, но смогут уверенно набрать средний результат.

Кроме того, деление класса на группы при изучении математики даст учителю реальную возможность индивидуальной работы с каждым учеником (что возможно , если в группе не более 15-16 человек).  

Безусловно, перед учителем, ведущим занятия в такой группе, стоит сложная задача: зачастую «правополушарному» ребенку придется объяснять математические понятия с помощью образов, пояснять математические термины на обычном языке, добиваясь осознанного восприятия. Возможно, придется корректировать курс обучения в соответствии с реальными знаниями учеников, возвращаясь к правилам и приемам, которые по программе должны были бы быть изучены в среднем звене. То есть строить обучение, опираясь не на то, что должны уметь ученики, а на то, что они действительно умеют. 

Необходимо построить работу таким образом, чтобы получая знания, ученик удивлялся и восхищался мудростью тех, кто принес эти знания людям, научился видеть красоту и гармонию в соотношениях математических величин, чтобы убедился, что математика действительно инструмент познания мира и инструмент действенный. 

Привить такое отношение к математике способен только талантливый и знающий учитель. Таких учителей в школе ценят, доверяя им работу со старшими классами. Такой учитель обычно предпочитает отдавать больше внимания тем, от кого получает отдачу. Работать с группой «нематематиков» сложнее. Но если правильно построить работу, не мешать учителю, требуя немедленных результатов, заинтересовать его в результатах своего труда, отдача будет.

Потому что, как указывалось выше, благодаря ЕНТ, к 16 годам ученик получает мотивацию для целенаправленного изучения математики. Надо только помочь ему, не отгораживаясь требованиями программы (ты должен это знать!), а исходя из объективной картины реально имеющихся знаний. Дать возможность пройти заново материал, по каким-то причинам неусвоенный, помочь овладеть языком математики. Предложить интересные и посильные для него примеры и задачи, особенно такие, с которыми ему придется столкнуться в реальной жизни, Показать, насколько интересной и увлекательной может быть эта наука. 

Категория: Образование | Добавил: Tuetta (23.10.2009) | Автор: Умешбаев К.Н., Баймулдин К.А.
Просмотров: 1753 | Рейтинг: 5.0/1
Ваше мнение...

Поделитесь информацией! Расскажите всем о толковом репетиторе, хорошей школе, отличном учителе. Или наоборот, о том, с кем, по вашему мнению, связываться не стоит. А может быть, вы поделитесь впечатлениями о книге (учебнике, пособии), которая оказалась для вас полезной. Напишите в рубрику "Ваше мнение"


Внимание!

Дизайнер-верстальщик с большим опытом работы в полиграфии ищет работу на дому (для Алматы). Сот.: +7-707-302-01-18


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
    Copyright "School of XXI century" © 2017