Обучение игре в шахматы как средство социальной адаптации и развития интеллекта учащихся младших классов. - Образование - Каталог статей - Школа XXI века
Общественное объединение "Школа XXI века" Пятница, 24.03.2017, 07:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Издания

Сколько нам?

Пользователи
Всего пользователей: 7

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Войти

Главная » Статьи » Образование

Обучение игре в шахматы как средство социальной адаптации и развития интеллекта учащихся младших классов.

Умение читать, писать, считать закладывается в начальной школе. Однако этим не исчерпываются ее задачи, поскольку в этом возрасте формируются основные социальные навыки и основы интеллектуального развития. Современная педагогика предлагает разнообразные методики осуществления этой задачи.

Но увлекшись разнообразными методиками, мы как-то забыли об универсальном способе, который человечество издавна применяло для достижения этой цели. Речь идет об игре в шахматы. 

Пожалуй, ключевым словом в данном выражении является «игра». Игра, в отличие от работы, это то, что человек делать не обязан, а потому делает с удовольствием. Наше время – время повального увлечения школьников компьютерными играми. Многие часы проводят дети перед монитором, погружаясь в виртуальный мир, воспринимая себя в нем умными, решительными, сильными, способными принимать решения. Именно такими, какими в реальной жизни их взрослые не воспринимают. Но те навыки, которые развиваются у детей (например, скорость реакции) в дальнейшей жизни вряд ли в большом объеме им потребуются. 

А чтобы развивать навыки, которые действительно нужны будут в реальной жизни – умение работать с информацией, сопоставлять, сравнивать, оценивать ситуацию, делать оптимальный выбор – на это времени уже не остается. 

Шахматы – игра, и в этом ее привлекательность. Она дает возможность человеку быть не созерцателем, не объектом, в которого силком впихивают информацию, но действовать. 

В одной из книг о Гарри Поттере (самом читаемом бестселлере для детей) учительница, присланная министерством в школу волшебства, попыталась организовать процесс обучения по той же модели, по которой зачастую строится обучение в наших школах. На первом же уроке она потребовала убрать волшебные палочки и отрыть учебники. Что из этого вышло, поклонники Гарри Поттера, я думаю, хорошо помнят. 

Школьное обучение в настоящее время направлено на передачу информации, и хорошая память едва ли не самый важный фактор хорошей учебы, но в реальной жизни успеха чаще достигают не столько отличники, сколько люди, способные увидеть ситуацию, оценить ее, выбрать оптимальный вариант и …– действовать. Более того, умение достойно проигрывать, извлекая из проигрыша уроки, – одно из самых важных качеств современного человека.

А ведь именно этому учат шахматы, и учат не теоретически, а в процессе игры.

Школьная жизнь – своего рода закрытая консервативная система с жестко установленными правилами. Ребенок достаточно быстро адаптируется к ней, и чем лучше он это делает, тем хуже для него. Закончив школу, он оказывается беспомощным. Привычные правила не действуют, а по новым правилам он жить не умеет. Надо строить отношения с миром заново, а это болезненный процесс. Сколько примеров, когда прекрасные ученики, которым учителя пророчили блестящее будущее, не оправдывали надежд, превращались в озлобленных, обиженных субъектов, оказывались на обочине жизни. 

Согласитесь, шахматная игра – своеобразная модель жизненной ситуации. Игрок должен разработать стратегию действий, оценить свою позицию, позицию партнера, понять логику его действий, предвидеть последствия своих действий, принять решение в зависимости от изменившейся ситуации. То есть шахматы, как никакая другая методика обучения, способны подготовить детей к будущей взрослой жизни.

Поэтому вопрос стоит не так: «Нужно ли учить детей играть в шахматы?» Вопрос должен быть сформулирован по-другому: «Как учить детей играть в шахматы?»

Если сравнить процесс обучения с выращиванием культурного растения, то, прежде всего, это растение надо «посадить». То есть на первоначальном этапе ребенок должен запомнить фигуры, их место на шахматной доске, особенности передвижения, их ценность и тактические возможности (как ходят, как рубят, как и при каком условии защищают). Эту информацию детям, безусловно, надо сообщить, показать варианты начала партии, защиты, эндшпиля. А дальше навыки игры дети должны развивать сами на практике, взаимодействуя с партнерами. 

Тогда какова же роль учителя, тренера? Может быть, он вообще не нужен? 

Нет, уж поскольку мы сравнили обучение игре в шахматы с выращиванием культурного растения, то роль учителя в данном процессе – это роль садовника. Ибо без его усилий хорошо растут одни сорняки. 

Обязательный элемент обучения – разбор готовой партии: объяснение стратегии нападения, вариантов защиты, использование эффективных приемов завершения игры. 

Однако основной задачей учителя следует считать организацию процесса обучения. Во всяком случае, в двух его аспектах. 

1. Подбор партнеров для игры. Учитель обязан хорошо знать своих учеников, их индивидуальные психологические особенности и волевые качества. Школьник с быстрой реакцией будет испытывать раздражение , играя с «тугодумом», а тот, в свою очередь, получит мощный стресс, а не удовольствие от игры. Для одного ребенка несколько игр с заведомо более сильным партнером - возможность роста, а другой после нескольких неудач откажется от игры вообще. Потеря уверенности в себе в игре приведет в дальнейшем к тяжелой психической травме, особенно, если ребенок лишен возможности успешно проявить себя в учебе или в общественной жизни. Если более продвинутого игрока трудно обеспечить достойным партнером, возможно, следует предложить ему в индивидуальном порядке решение шахматной задачи, иначе легкие победы сделают ребенка самоуверенным, он не сумеет рассчитать силы и в более трудной ситуации сломается. (Хороший садовник подвязывает к опоре слабое растение и прищипывает «хлысты»– длинные побеги, чтобы дать возможность деревцу развить крону).   

2. Второй аспект организации процесса обучения – создание хорошего психологического климата на занятии. Как правило, в роли тренеров по шахматам чаще выступают мужчины, тогда как в начальной школе учителя преимущественно женщины. Детям очень нужен образец мужского поведения в конфликтных ситуациях (А учителю шахматной игры волей-неволей придется выступать в роли арбитра). Добиться строгого соблюдения правил и уважения к сопернику можно только собственным примером справедливости и великодушия. И уж конечно, недопустимы со стороны учителя окрики или ядовитые высказывания в адрес ученика. Ободрение, доброжелательный совет, во время сделанный намек, веселая шутка - именно эти приемы должны быть в арсенале учителя-тренера. Только в этом случае ребенок испытает радость и удовольствие от игры, то есть процесса обучения. Именно тогда получат развитие такие его качества, как умение логически мыслить, самостоятельность, сообразительность, находчивость, стойкость – то, что сделает человека конкурентоспособным в будущем. 

Категория: Образование | Добавил: Tuetta (23.10.2009) | Автор: Умешбаев К.Н., Баймулдин К.А.
Просмотров: 1072 | Рейтинг: 5.0/1
Ваше мнение...

Поделитесь информацией! Расскажите всем о толковом репетиторе, хорошей школе, отличном учителе. Или наоборот, о том, с кем, по вашему мнению, связываться не стоит. А может быть, вы поделитесь впечатлениями о книге (учебнике, пособии), которая оказалась для вас полезной. Напишите в рубрику "Ваше мнение"


Внимание!

Дизайнер-верстальщик с большим опытом работы в полиграфии ищет работу на дому (для Алматы). Сот.: +7-707-302-01-18


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
    Copyright "School of XXI century" © 2017