Общественное объединение "Школа XXI века" Вторник, 23.05.2017, 01:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Издания

Сколько нам?

Пользователи
Всего пользователей: 7

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Войти

Главная » Статьи » Образование

Благие намерения или уроки казахской литературы в школе.

Если вы спросите своего ребенка, какой предмет самый нелюбимый, уверена , что 90% детей ответят: казахская литература. 

Вот уже несколько лет преподавание ее ведется на казахском языке. Теоретически это логично. Раз мы изучаем в школе казахский язык, то следует его и использовать. Тем более, что оригинал и перевод – разные вещи. Но ведь для русскоязычных детей казахский язык – иностранный. И задачи у этого предмета должны быть другими, чем у урока литературы русской:   

Уроки казахской литературы на сегодняшний день – головная боль учащихся, родителей и учителей, директоров. Почему? Начнем с конца.

Уроки казахской литературы – головная боль директоров, потому что есть государственный стандарт и очень мало специалистов, которые могут уроки качественно вести. Человек, способный это делать, должен владеть в совершенстве и казахским и русским языком, методикой преподавания и языка и литературы, навыками литературного перевода плюс, в высокой степени, умением организовать учебную работу. Насколько я владею информацией, в Алматы таких преподавателей – считанные единицы. 

Уроки казахской литературы– головная боль учителей, потому что учебники не соответствуют уровню знаний учащихся, они ориентированы на казахоговорящих учеников, совершенно не учитывают уровень знаний, выпущены с глубокими методическими погрешностями. Без учителя с учебником работать невозможно. А учитель (см. выше) зачастую не либо сам не может подобрать русский аналог выражения (если он недостаточно знает русский), либо даже не представляет, КАК это может быть кому-то непонятно.  

Кроме того, методическая установка, спущенная сверху, запрещает учителю говорить на русском языке. Один из очень немногих и очень неплохих учителей призналась, сказав буквально следующее: меня убьют, если узнают, как много я говорю не уроке на русском языке.

А ведь если только одно слово непонятно, как доказали психологи, сознание не воспринимает 9 слов до него и столько же слов после. 

Отсюда понятно, почему казахская литература – головная боль для учеников.

Проанализировав учебник казахской литературы для 5 класса, я была глубоко удручена.

Чтобы только перевести стихотворение из трех строф (а ведь надо еще ответить на вопросы и выучить стихотворение наизусть) мне понадобилось около часа. 

В тезаурусе к стихотворению не было половины непонятных мне слов, причем в словаре (доступном для учащихся) я их тоже не нашла. Не нашла даже корневых морфем, не говоря уже о формах слова (у меня не слишком велик словарный запас, но систему грамматики я знаю достаточно хорошо) Многие синтаксические конструкции еще не изучались пятиклассниками в курсе казахского языка. То есть у меня осталось очень приблизительное представление о смысле стихотворения, где уж тут говорить о работе над словом. 

И я вовсе не уверена, что я все поняла правильно.

Когда же я попыталась выучить стихотворение наизусть (что предлагалось сделать учащимся), я просто впала в отчаяние: в казахском стихосложении ударение подвижно, отдельные слова сливаются при произношении: закономерностей ритма и рифмы мне уловить не удалось. Заучивание стихов оказалось для меня нудной и тяжелой работой зазубривания ритмически неорганизованного текста. Но ведь я взрослый человек, специально задавшийся целью эту работу выполнить, а что говорить о двенадцатилетнем ребенке? Подготовка к уроку у ребенка занимает больше 2-х часов.

Результат плачевен. 

Резюме: если со стороны органов образования программные установки не переменятся, не появятся нормальные учебники, казахская литература останется головной болью для всех, а главное – отвращение, которое вызывает этот урок, кстати, не только у русскоговорящих школьников, перерастет в отвращение к языку. Благими намерениями вымощена дорога в ад. 



Категория: Образование | Добавил: Tuetta (23.10.2009) | Автор: Людмила Куликовская
Просмотров: 2545 | Рейтинг: 4.0/3
Ваше мнение...

Поделитесь информацией! Расскажите всем о толковом репетиторе, хорошей школе, отличном учителе. Или наоборот, о том, с кем, по вашему мнению, связываться не стоит. А может быть, вы поделитесь впечатлениями о книге (учебнике, пособии), которая оказалась для вас полезной. Напишите в рубрику "Ваше мнение"


Внимание!

Дизайнер-верстальщик с большим опытом работы в полиграфии ищет работу на дому (для Алматы). Сот.: +7-707-302-01-18


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
    Copyright "School of XXI century" © 2017